Искусство цвета - создание эскизов и композиций
Искусство цвета
Часто люди, занимающиеся искусством, сталкиваются с проблемами цветовых контрастов, цветовой гармонии, с вопросами на какие же правила опираться при создании цветовой композиции. Данная статья поможет вам решить эти проблемы и узнать несколько правил, которые можно использовать в создании эскизов и смешивание пигментов.
Почему мы видим цвет?
Начнем с самого начала: за счёт чего мы видим тот или иной цвет? Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создаётся при её освещении. Когда мы говорим: «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных-это принцип вычитания.
Что касается смешивания красок, то здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания. Когда краски, содержащие три основных цвета — жёлтый, красный и синий — смешиваются в определённой пропорции, то результатом будет чёрный.
Как добиться цветовой гармонии?
Кроме основ физики про цвет художнику будет полезно знать, как можно подобрать сочетающиеся между собой цвета для создания своей композиции.
Когда люди говорят о цветовой гармонии, они оценивают впечатления от взаимодействия двух или более цветов c друг другом.
Для большинства цветовые сочетания, называемые в просторечии «гармоничными», обычно состоят из близких друг к другу тонов или же из различных цветов, имеющих одинаковую светосилу (яркость тона по отношению к белому или черному). На самом деле будут приятны те цвета, между которыми существует порядок. Сочетания цветов, впечатление от которых нам приятно, мы называем гармоничными. Так что основной закон, можно бы было сформулировать так: Гармония = Порядок . Основой любой эстетической теории цвета является цветовой круг, поскольку он даёт систему расположения цветов. Диаметрально противоположные цвета в этом круге - дополнительные, т.е. дающие при смешивании серый цвет. Например, в цветовом круге синий цвет стоит против оранжевого, и смесь этих цветов даёт нам серый цвет.
В живописи существует много произведений с односторонне-экспрессивной интонацией, однако их цветовая композиция, с точки зрения выше изложенного, не является гармоничной. Эти произведения действуют раздражающе и слишком возбуждающе своим подчёркнуто настойчивым использованием какого-то одного преобладающего цвета.
Цветовой шар и цветовой круг
Цветовой круг или более подробный цветовой шар очень хорошо помогают подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов.
Филиппом Отто Рунге был представлен шар, как наиболее подходящая форма для проведения цветовой систематизации. К числу основных цветов, помимо желтого, синего и красного, художник относил еще черный и белый. Таким образом, мы узнаем, что не только противолежащие цвета, но и ступени их светлоты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов.
Первичные цвета — синий, жёлтый и красный. Они находятся в центре круга и считаются основными. Если их смешать, можно получить любые оттенки, доступные человеческому глазу.
Вторичные цвета — зелёный, оранжевы и фиолетовый. Получаются при смешении первичных цветов. Третичные цвета. Получаются при смешивании первичного и вторичного цвета, которые соседствуют на схеме.
- Комплементарное. Сочетание цветов, расположенных на противоположных сторонах круга. Хорошо подходит для расстановки акцентов. Для этого один из цветов делают основным, а другой — дополнительным, чтобы выделить отдельные объекты на изображении.
- Контрастная триада. Похоже на комплементарное, но вместо одного из дополнительных цветов берут два соседних. Сочетание получается контрастное, но не резкое. Подходит, если вы хотите приглушить контраст дополнительных цветов или просто расширить палитру.
- Классическая триада. Сочетание трёх цветов по углам равностороннего треугольника. Этот вариант подойдёт, если вам нужно больше разнообразия в цветовой гамме.
- Аналоговая триада. Сочетание трёх цветов, расположенных рядом на внешнем круге. Эта палитра — спокойная и сдержанная. Подойдёт, если вам нужны мягкие переходы между цветами без резких акцентов.
- Тетрада. Сочетание четырёх цветов по углам квадрата. Здесь представлено сочетание из двух пар дополнительных цветов. Оно подходит, если вам нужно создать красочное и разнообразное изображение.
- Прямоугольная схема. В отличие от тетрады, здесь сочетаются более близкие оттенки. В этом сочетании контраст достигается за счёт комплементарных пар, но сами эти пары ближе друг к другу на спектре. Подходит, если вам нужна спокойная палитра из четырёх цветов.
Очень эффектно смотрятся контрастные композиции. Когда мы говорим о контрастах, мы сравниваем два цвета и находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Наши органы чувств функционируют только посредством сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
Существует семь видов контрастных проявлений:
- Контраст цветовых сопоставлений
- Контраст светлого и тёмного
- Контраст холодного и тёплого
- Контраст дополнительных цветов
- Симультанный контраст
- Контраст цветового насыщения
- Контраст цветового распространения.
Контраст цветовых сопоставлении
Контраст цветовых сопоставлений — самый простой из всех. Для того чтобы убедиться в этом, нужно, по крайней мере, три ярких и достаточно удаленных друг от друга цвета. Данный контраст создает впечатление пестроты, силы, решительности. Основная группа трёх цветов жёлтого, красного и синего представляет собой самый большой цветовой контраст, белый цвет ослабляет яркость прилегающих к нему цветов и делает их более тёмными, чёрный, наоборот, — повышает их яркость и делает их более светлыми.
Очень интересные результаты получаются, если одному из цветов отводится главная роль, а остальные используются в небольших количествах — лишь для того, чтобы подчеркнуть качества главного цвета. Подчёркивая какой-то один цвет, мы усиливаем общую выразительность работы.
Контраст светлого и тёмного
День и ночь, свет и тень- это противоположности. Для художника белый и чёрный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета.
Число различимых глазом оттенков серого цвета зависит от чувствительности глаза и предела восприятия зрителя. Единообразный серый цвет, его безжизненная поверхность может обрести активность с помощью тончайших модуляций тени. Нейтральный серый цвет представляет собой лишенный характера, безразличный ахроматический цвет, легко изменяющийся под воздействием контрастирующих тонов и цветов. Любой цвет немедленно может вывести серый цвет из нейтрального ахроматического тона в цветовой ряд. Серый цвет — это нейтральный цвет, характер которого находится в зависимости от соседствующих с ним цветов. Он смягчает их силу или делает их более сочными . Серый цвет может быть получен при смешении чёрного и белого или жёлтого, красного, синего и белого, или любой другой пары дополнительных цветов.
Контраст холодного и тёплого
Особые затруднения вызывают холодные и тёплые цвета. Холодные цвета производят впечатление прозрачности и лёгкости и в большинстве случаев используются слишком светлыми, в то время как тёплые цвета, благодаря их непрозрачности, используются слишком тёмными. Благодаря одинаковой тональности они становятся как бы связанными и объединёнными между собой. Вместе с тем чрезвычайно важно, чтобы цвета, имеющие одинаковую яркость или одинаковую темноту, могли быть точно различимы.
Когда в композиции участвуют и граничат с хроматическими цветами цвета ахроматические одной с ними светлоты, то последние теряют свой нейтральный характер. Если в цветовой композиции серый цвет используется в качестве живописного компонента, то его тон должен быть той же светлоты, что и хроматические цвета. А если ахроматичный цвет используются в качестве средства создания абстрактного впечатления, то в этой композиции не должно быть хроматических цветов разной светлоты.
Нам следует усвоить, что яркий, насыщенный жёлтый цвет весьма светел и что такой субстанции как тёмный жёлтый цвет не существует. Насыщенный, синий цвет очень тёмен, а светлые синие тона бледны и неярки. Красный цвет только в тёмном виде может излучать свою яркость, а осветлённый теряет свою яркость. Колорист обязательно должен учитывать это в своих композициях. Когда живописцу требуется, чтобы насыщенный жёлтый создавал максимальное впечатление, то вся композиция должна носить светлый характер, в то время как насыщенный красный или синий требуют общего тёмного решения композиции. Если красный цвет будет заменён ярким оранжевым, то вся цветовая композиция должна быть перестроена в соответствии со ступенями светлотной градации яркого оранжевого цвета. И в этом случае ткань с оранжевым рисунком будет в целом светлее, чем ткань в красном варианте.
Большая трудность заключается в том, что отношения светлоты и темноты чистых цветов меняются в зависимости от интенсивности освещения. Красный, оранжевый и жёлтый кажутся более тёмными при недостаточно ярком свете, в то время как зеленый и синий в этих условиях воспринимаются более светлыми. Цвета и их отношения идеально проявляют себя только при ярком дневном свете, а в сумерках оказываются искажёнными.
Картина, написанная на контрасте светлого и тёмного, может быть выдержана в двух, трёх или четырёх основных тональностях. Художник работает, как говорится, двумя, тремя, четырьмя красками, заботясь при этом, чтобы основные группы были хорошо согласованы друг с другом. Для соблюдения этого правила важно иметь глаз, воспринимающий цвета одинаковой тональности. Если главные тональные группы или планы не соблюдать, то композиция теряет организованность. ясность и силу. Обычно планы делятся на передний, средний и задний.
Контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений. Контраст холодного и тёплого можно считать самым «звучащим» среди других цветовых контрастов.
Контраст дополнительных цветов
Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. Например, желтый и фиолетовый - цвета, которые находятся друг на против друга на цветовом круге.
В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой гармоничности композиции, потому что при его соблюдении в глазах создаётся ощущение полного равновесия.
Так, пара жёлтый-фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и тёмного. Красно-оранжевый — сине-зелёный это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и тёплого.
Симультанный контраст
Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то порождает его сам. Поскольку симультанно возникающие цвета реально не существуют, а возникают лишь в глазах, они вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет свою силу, глаз устаёт.
Например, если смотреть на каждый серый прямоугольник, дожидаясь, когда глаз устанет, тогда серый изменит оттенок на дополнительный по отношению к фону. Чтобы убрать симультанный контраст нужно в изменяемый цвет добавить оттенок основного(в данном случае в серый квадрат добавить оттенок фона).
Контраст цветового насыщения
Говоря о «качестве цвета», мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова «контраст насыщения» фиксируют противоположность между цветами насыщенными, яркими и блёклыми, затемнёнными.
Среди пигментных цветов мы имеем цвета максимальной насыщенности. Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою яркость. Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами, причём они весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях.
- Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер.
- Чистый цвет можно смешать с чёрным. Светлые цвета теряют в таком случае свою лучистую светлоту и яркость. Однако темным цветам черный придает глубину и уводит их в темноту.
- Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. Едва только к насыщенному цвету добавляется серый, то получаются светлые, более светлые или более тёмные, но во всяком случае, более блёклые тона, чем тон первоначального цвета.
- Чистые цвета могут быть изменены путём добавления соответствующих дополнительных цветов.
Если в какой-либо смеси участвуют все три цвета «первого порядка», то полученный цвет будет отличаться слабым, блёклым характером. С помощью трёх цветов «первого порядка» могут быть получены все степени блёклости(три основных цвета — жёлтый, красный и синий).
Действие контраста «блёклый-яркий» относительно. Какой-нибудь цвет может показаться ярким рядом с блёклым тоном, и блёклым — рядом с более ярким.
Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст насыщения без всяких иных контрастов, то блёклый цвет должен быть подмешан к яркому, то есть яркий красный должен контрастировать с блёклым красным.
Блёклые тона — главным образом, серые — кажутся живыми благодаря окружающим их ярким цветам. Cерый цвет приобретет некоторую живость, в то время как находящиеся рядом с ним яркие цвета покажутся менее яркими и относительно ослабленными.
Контраст цветового распространения
Сущность контраста цветового распространения — противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».
Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, его яркость и, во-вторых, размер его цветовой плоскости. А если имеющиеся в продаже краски, изготовленные на разных фабриках и продающиеся под одним и тем же названием сильно разнятся между собой? В конечном счёте решать должен глаз. Гармонизованные в своих размерах цветовые плоскости производят впечатление спокойствия и устойчивости. Контраст цветового распространения в этом случае нейтрализуется благодаря гармонично составленным цветовым пятнам.
Оба фактора — и яркость, и размер цветовой плоскости самым тесным образом связаны между собой. Но в том случае, когда эти пространственные соотношения нарушены, возникает иррациональное беспокойство. Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Конкретность выбранных соотношений определяется поставленной целью и зависит от темы картины, художественного чутья и вкуса художника.
Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста распространения — его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. Если в композиции, основанной на контрасте светлого и тёмного, большая тёмная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл. Согласование размеров цветовых плоскостей так же важно в работе над живописным произведением, как и сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношений цветовых пятен между собой. Формы, размеры и очертания цветовых плоскостей должны определяться характером цвета и его интенсивностью. Если жёлтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении тёмных тонов. И здесь достаточно небольшого жёлтого пятна, поскольку его яркость усиливается самим окружением.
Форма и цвет
Форма, также как и цвет, обладает своей выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга. Как для трёх основных цветов — красного, жёлтого и синего, так и для трех основных форм — квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики. Квадрат- это тяжесть и строгое ограничение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченых форм.
Форма треугольника возникает из трёх пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные.
В противоположность тяжёлому, напряжённому чувству тяжести, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, и создаёт чувство отдыха и ослабления напряжения. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные.
Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого — это будет трапеция, для зелёного — сферический треугольник и для фиолетового — эллипс.
Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается
Пространственное воздействие цвета
Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных компонентов. В самом цвете есть силы, способные выявлять глубину. Это происходит за счёт контраста светлого и тёмного, а также возможностей изменения насыщенности цвета и его распространения. Помимо этого изменения пространственных ощущений можно добиться с помощью диагоналей и всевозможных пересечений.
Для оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет.
Все светлые тона на чёрном фоне будут выступать вперёд в соответствии со степенью их светлости. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а тёмные постепенно выступают вперёд.
Что касается холодных и тёплых цветов одинаковой светлоты, то тёплые цвета будут выступать вперёд, а холодные стремиться в глубину. Если встречается контраст светлого и тёмного, то ощущения глубины будут или увеличиваться благодаря цвету, или нейтрализуются, или же будут действовать в обратном направлении.
Особо сильного ощущения глубины картины можно добиться, используя взаимодействие цвета, вертикальных и горизонтальных направлений и пространственных планов композиции между собой. Чаще всего пространство картины строится за счет двух, трёх и большего количества планов.
Теория цветовых впечатлений
Исходной точкой теории цветовых впечатлений является исследование цветовых проявлений в природе. Когда белый свет — под которым мы подразумеваем солнечный свет — освещает поверхность какого-либо предмета, то последний в соответствии со своим молекулярным составом поглощает одни световые волны определённой длины, или цвета, и отражает другие. Тело, которое отражает все лучи белого света и не поглощает ни одного, выглядит белым. Тело, которое поглощает все лучи белого света и не отражает ни одного, кажется нам чёрным.
Отсюда можно судить о громадном значении цвета освещения. Изменение цвета освещения меняет и локальные цвета освещённых предметов. Чем хроматичнее освещение, тем сильнее меняется локальный цвет. Чем цвет освещения ближе к белому, тем интенсивнее отражаются непоглощённые предметами цвета и тем более чистым покажется нам их локальный цвет.
Для передачи этих качеств необходимо, по крайней мере, иметь ввиду три различные градации силы света: свет, обладающий полной силой, средней силой и свет, обеспечивающий ощущение тени. При освещении светом средней силы локальные цвета предметов приобретают особую чёткость, также как и фактурные особенности поверхностей становятся более очевидными. При свете в полную силу цвет предмета высветляется, а в тени — воспринимается смутным и затемнённым.
Форма и цвет с помощью светлых и тёмных тонов могут получить пластическую проработку. При этом пластическая интерпретация может быть превращена в плоскостную, если цвет предметов по своему тону и светлоте будет связан с цветом и светлотой фона. Пластического впечатления также можно добиться благодаря модуляциям холодных и тёплых тонов, при этом контраст света и тени в значительной мере смягчается.
Изучение цветовых впечатлений даёт художнику ещё много возможностей для постижения цветовых тайн природы и их использования в искусстве.
Теория цветовой выразительности
Цветовой тон влияет на психологию и физиологию человека, с его помощью легко вызвать ту или иную эмоцию.
Суждение «приятный — неприятный» не может быть основой правильного колористического решения. Более приемлемыми будут критерии, когда наши суждения относительно каждого отдельного цвета исходят из оценки общей цветовой тональности. Можно привести пример с временами года. Весна, обычно выражается красками, пронизанными светом. Цвета осени контрастируют с весенними. Летом изобилие, пышности форм и силы цвета. Для изображения зимы, требуются холодные цвета, сияющие внутренней глубиной, прозрачные и одухотворённые.Для понимания психологической выразительности каждого цвета, свойственной только ему, необходимы сравнения.
Жёлтый.
Жёлтый цвет — самый светлый изо всех цветов. Он теряет это качество, как только его затемняют серым, чёрным или фиолетовым цветом. Жёлтый представляет собой как бы уплотнённый и более материальный белый цвет. Красный цвет является его границей, которую жёлтый перейти не может. В середине пути от жёлтого к красному стоит оранжевый.
Жёлтый цвет на белом фоне производит впечатление тёмного цвета, потерявшего свою лучистость. Белый цвет оттесняет его и ставит в положение подчинённого цвета. Жёлтый цвет на чёрном фоне проявляет себя в самом ярком и агрессивном блеске. Он резок и остр, бескомпромиссен.
Красный.
Красный вместе с черным и белым входит в тройку самых востребованных колеров в мире. Его мощную, неотразимую яркость нелегко затмить. Красный цвет-активный, цвет энергии.
Синий.
Если красный всегда активен, то синий всегда пассивен.Синий цвет всегда холодный, красный всегда тёплый. Синий цвет словно сжат и сосредоточен в себе, он интровертен. Синий всегда производит впечатление тени, стремится к темноте.
Зелёный.
Зелёный представляет собой промежуточный цвет между жёлтым и синим. В зависимости от того содержит ли он больше жёлтого или синего, меняется и характер его выразительности. Зелёный является одним из дополнительных цветов, который получается при смешении двух основных — жёлтого и синего цвета, но эту операцию трудно осуществить с той точностью, при которой ни один бы из них не преобладал. Зелёный — это цвет растительного мира.Если сияющий зелёный затемняется серым цветом, то у зрителя легко возникает чувство ленивой вялости. Этот цвет успокаивает.
Оранжевый.
Оранжевый цвет — смесь жёлтого с красным. Оранжевый, смешанный с белым быстро теряет свой характер, а затемнённый чёрным цветом тускнеет и переходит в ничего не говорящий и сухой коричневый. Если этот коричневый осветлить, то мы получим бежевые тона, создающие тёплую, благотворную атмосферу.
Фиолетовый.
Крайне трудно установить точный фиолетовый цвет, который не имел бы ни красноватого, ни синеватого оттенка. В зависимости от соседних контрастирующих тонов он нередко может вызвать у зрителя даже гнетущее настроение. Когда фиолетовый цвет покрывает большие площади, он может стать определённо угрожающим, особенно рядом с пурпурным цветом.
Каждый цвет может изменяться в пяти аспектах:
- В характере цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок;
- В яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий
- Голубым, синим и тёмно-синим;
- В насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным — оранжевым цветом;
- В количественном отношении или в распространении цвета, когда, к примеру, большое пространство зелёного цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или на полотне много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же на полотне столько же жёлтого, сколько и зелёного;
- В результате возникновения симультанных контрастных воздействий.
Поэтому подсознательное восприятие, интуитивное мышление и позитивные знания должны составлять одно целое, чтобы из многообразия доступных нам возможностей выбрать истинные и правильные.
Композиция
Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, формы, симультанные связи, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом.
Тема цветовой композиции настолько многообразна, что здесь возможно отразить только некоторые из её основных положений:
- Чем дальше по цветовому кругу один цвет удалён от другого, тем сильнее они контрастируют друг с другом.
- Одна из особенностей нашего зрения заключается в том, что оно склонно объединять подобное с подобным и воспринимать их вместе. Эти тождества фиксируются в цвете, в размерах, в сравнении тёмных пятен, в фактурах и в акцентированных центрах композиций. На основе этих подобий в глазах зрителя при рассматривании произведения образуется своеобразная «конфигурация», свой образ. Его можно считать «симультанным», ибо этот образ возникает на основе умозрительного объединения зафиксированных подобий и не имеет материальной выраженности. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции. Порядок в картине, кроме этого, может быть достигнут и за счёт организации холодных и тёплых, светлых и тёмных цветовых групп в чётко определённые пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и чёткое расположение и распределение главных контрастов. Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы.
- Расположение и размер цветовых плоскостей так же важный параметр. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости от того, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней — он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же — он бунтует словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс.
- Существуют различные способы акцентирования направлений внутри пространства картины — горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл. «Горизонтальное» — подчёркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. «Вертикальное» является полной противоположностью «горизонтальному» и выражает лёгкость, высоту и глубину. Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом. «Диагональные» направления создают движение и развивают пространство картины в глубину.
Круг, принадлежащий к «циркульным» формам, заставляет зрителя концентрировать своё внимание и одновременно вызывает ощущение движения.
- Важно решить, должна ли цветовая форма быть статичной, динамичной или свободно парящей. Так, одна форма может свободно парить в пространстве и не быть ничем связанной. Подобная же форма может быть «прикреплённой» слева и справа к краям картины, или к верхнему, или нижнему её краю, или сразу к обоим. Это «прикрепление» называется «растяжением» цвета или формы. В настенной живописи этот приём имеет важное значение для стабилизации композиции. Та же самая устойчивость может быть достигнута и за счёт подчёркивания вертикалей или горизонталей внутри любой свободной формы. В тех же случаях, когда подобное отчуждение нежелательно и картина должна быть объединена с окружающим миром, границы произведения не акцентируются и картина компонуется по возможности без акцентирования чётко выраженной направленности ограничивающих линий. Однако при реализации замысла, интуиция не должна сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда не столь однозначны.
Субъективное отношение к цвету
Формирование художника должно исходить из его субъективной предрасположенности к определённой цветовой гамме и формам. Субъективные цветовые предпочтения открывают путь к познанию индивидуальных особенностей мышления, чувств и поведения.
При изучении контрастов целесообразно проводить анализы хороших работ старых и новых мастеров. Полезно анализировать произведения, нравящиеся и интересующие вас. В любимых произведениях стоит обращать внимание на общую тональность в целом, затем на расположение каждого цвета по отношению к другому, их движение, яркость, светлоту или, наоборот, приглушнность, пропорциональность, структуру и ритм цветового построения.
Люди, которые профессионально работают с цветом, часто склонны руководствоваться собственными пристрастиями в отношении к цвету. Это может привести к непониманию и спорам, особенно в тех случаях, когда одно субъективное мнение сталкивается с другим. Проект может быть отвергнут, если формы и цвета не соответствуют теме.
Достигнуть успеха можно, если попытаться приспособиться к вкусам своих клиентов вместо того, чтобы навязывать им свои. Если новые модные цвета будут близки вашим собственным субъективным цветовым предпочтениям и предпочтениям клиента, то найти нужные тона и оттенки будет очень легко, а рисунки окажутся убедительными и будут иметь успех.
Надеюсь, эта статья поможет, вам, составить алгоритм действий в создании эскизов и композиций и найти личные ориентиры. Экспериментируйте с сочетаниями цветов, их тенями, оттенками и тональностью, пробуйте сделать несколько цветовых решений для одного и того же эскиза, чтобы выбрать лучшее. Важно помнить, что цветовая гармония для всех субъективна, поэтому ориентируйтесь на правила контрастов , так как правила дадут порядок, а порядок= гармония. Ориентирами также могут быть цветовой круг, поскольку он систематизирует цвета, а также ваша интуиция.
Товары
- Комментарии